Мифы и сказки

На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.  

Начать новую тему   Ответить на тему   Вывод темы на печать    Список форумов Мужской КЛУБ -> Литературная гостиная
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дочь_Ветра
Вожак








Зарегистрирован: 20.06.2016
Сообщения: 4513
Откуда: круг Сварога, Навь.
Медали: 1
Орден за 3000 постов


Репутация: 1871.3
голосов: 38

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 00:26   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Не нашла такой темы.
Предлагаю тут обсуждать родные сказки, персонажей, народную мудрость и все то, что связано с нашими предками, языком и культурой.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дочь_Ветра
Вожак








Зарегистрирован: 20.06.2016
Сообщения: 4513
Откуда: круг Сварога, Навь.
Медали: 1
Орден за 3000 постов


Репутация: 1871.3
голосов: 38

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 00:37   Последний раз редактировалось: Дочь_Ветра (04.08.2016 01:13), всего редактировалось 2 раз(а)
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Ну так вот.
Начну с Бабы Яги.
Буду выставлять тут потихоньку, что нарыла, если у кого-то найдутся исследовательские работы, добро пожаловать.

Эти теории не претендуют на истину в последней инстанции, но предлагают нам не верить слепо насаженным мнениям, а предпринимать попытки узнать истинную природу легенд наших предков.


начнем:
Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. Ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.
Наверно сложно найти в нашей стране человека, не знающего с детства кто такая Баба-Яга. Вы наверняка знаете её как злую коварную старуху, колдовством и обманом всегда мешающую добрым людям.

Что о ней еще обычно говорят, что живет она в лесу в «избушке на курьих ножках», ест людей. Что забор вокруг избушки из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами.

У самой Бабы-Яги костяная нога, и она полуслепа. В некоторой мифологии упоминается как старуха с большими грудями.

А вот как описывает Бабу-Ягу исследователь древней языческой культуры славян Глинка. Это описание датируется началом 19-го века:
"Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом. "

А еще она пытается зажарить в печи заблудившихся детей. Когда она обнаружила героя сказки у себя в избе, вырезала из спины его ремень. Вот такая жестокая женщина.

Считается, что её образ пришел к нам из тюркской или иранской мифологии, тем не менее её различные вариации встречаются и в скандинавской мифологии, и даже в некоторых африканских легендах.
Её имя находит отклик в нескольких славянских языках - польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар». В словаре Даля мы можем найти даже толкование созвучного "ЯГАТЬ" - вологодск. перм. сиб. яжить яросл. моск. кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться. Ягайла м. горлан, бранчивый нахал, ругатель. Ягарма ж. такая ж женщина, наглая, бранчивая баба. ( Еще я встречала слово Ягать означающее крик роженицы)

Баба-Яга – это одна из самых негативных оценок характера и внешнего образа женщины. И одна из самых обидных.
На самом деле, если разобраться с глубинным смыслом такого явления, как Баба-Яга, то наше отношение к ней может в определенной мере измениться.

«Согласно русской Традиции, образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых»* (убить Змея Горыныча или погубить Кощея Бессмертного, чтобы вернуть (освободить) свою невесту (страну), благодаря совершению определённых ритуалов.

Согласно сказкам восточных и западных славян, В. Я. Пропп, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора, высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы - Яги и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы - Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.
Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований. Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось – героя постигла бы незавидная судьба. Есть множество вариантов, но все они сходятся к тому, что его не стало бы как члена этого общества. Кстати, существует много точек зрения о расшифровке слова «Яга». Одна из них определяет это слово как «решающий».

Рассмотрим общество матриархата. Оно, как и все остальные варианты организации совместного проживания больших групп людей, предполагает процедуру посвящения в полноценные члены сообщества. В экзотических племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры, в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве права.
Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать?
В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной. Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные – мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом - не забывайте, что сексопатологов не существовало. Все остальное вполне воплотилось в выполнении всевозможных заданий сказочным героем: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить.
Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

Однако наиболее убедительной кажется теория о том, что в дохристианские времена на Руси образ Бабы-Яги был совершенно иным.
Её считали заботливой берегиней. Имя "Яга" получилось из-за огрубления "Яшки", т.е. "ящура", а именно прародителя всего живого, некогда живщего на земле. До наших дней дошло близкое ему слово "пращур" - предок. Баба Яга, согласно этой теориии - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Куриные ножки избы на самом деле звучали как "курьи ножки", что в различных толкованиях может восприниматься и как пыльные (курява) или как ножки-подпоры того же "куреня", обозначения избы закрепившееся в Украине и некоторых южных регионах России.

Существует также версия, что под Бабой-ягой скрывается богиня Макошь. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, к которым принадлежит и Баба-яга.
Мокошь (Макошь) — богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с кумирами других богов.
Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Особой популярностью культ Мокоши пользовался у женщин. Ее почитали как богиню судьбы, удачи или богиню плодородия и благоденствия.

В период христинизации Руси необходимо было искоренить языческие верования народа, и потому языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
Мокошь упомянута в многочисленных поучениях против язычества . «Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся»
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобную старуху-людоеда.

У славян был известен ритуал очищения огнем младенцев для оберегания их от злых духов, для этого в печи обычно имелась камера, куда не добирался ни огонь, ни жар. Этот ритуал впоследствии был приподнесен как процесс приготовления детей для канибализма.

Кстати: Согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь (не горячую а именно теплую печь символизирующую женское лоно) с различными приговорами. Там ребенок "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.

И наконец в привязке с санскритом этимология Бабы-Яги имеет перевод не иначе как «йагья» - жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник». Таким образом, принимая вышесказанное во внимание, получаем образ отшельника, живущего в лесу, ведущего праведный образ жизни, совершающего постоянные жертвоприношения Богам, причем не женского, как это принято считать, а мужского пола.
БабА-Йагья совсем не злой, но строгий, ибо мудростью наделен зело из-за постоянных медитаций в момент совершения сакральных действий. И строго он относится со всеми заносчивыми мирянами, которые незвано пожаловали в его обитель. А там далее, наступает час испытаний для гостя, и как тот покажет себя – то и получит.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дочь_Ветра
Вожак








Зарегистрирован: 20.06.2016
Сообщения: 4513
Откуда: круг Сварога, Навь.
Медали: 1
Орден за 3000 постов


Репутация: 1871.3
голосов: 38

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 01:03   Последний раз редактировалось: Дочь_Ветра (04.08.2016 01:16), всего редактировалось 1 раз
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Ну и собственно сама сказка в данном случае предлагаю в обработке Александра Николаевича Афанасьева


Русская народная сказка

Баба-яга (вариант сказки 1)

Жили-были муж с женой и прижили дочку; жена-то и помри. Мужик женился на другой, и от этой прижил дочь. Вот жена и невзлюбила падчерицу; нет житья сироте. Думал, думал наш мужик и повез свою дочь в лес. Едет лесом — глядит: стоит избушка на курьих ножках. Вот и говорит мужик: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, а ко мне передом». Избушка и поворотилась.

Идет мужик в избушку, а в ней баба-яга: впереди голова, в одном углу нога, в другом — другая. «Русским духом пахнет!» — говорит яга. Мужик кланяется: «Баба-яга костяная нога! Я тебе дочку привез в услуженье». — «Ну, хорошо! Служи, служи мне, — говорит яга девушке, — я тебя за это награжу».

Отец простился и поехал домой. А баба-яга задала девушке пряжи с короб, печку истопить, всего припасти, а сама ушла. Вот девушка хлопочет у печи, а сама горько плачет. Выбежали мышки и говорят ей: «Девица, девица, что ты плачешь? Дай кашки; мы тебе добренько скажем». Она дала им кашки. «А вот, — говорят, — ты на всякое веретёнце по ниточке напряди». Пришла баба-яга: «Ну что, — говорит, — все ли ты припасла?» А у девушки все готово. «Ну, теперь поди — вымой меня в бане». Похвалила яга девушку и надавала ей разной сряды.(нарядное платье) Опять яга ушла и еще труднее задала задачу. Девушка опять плачет. Выбегают мышки: «Что ты, — говорят, — девица красная, плачешь? Дай кашки; мы тебе добренько скажем». Она дала им кашки, а они опять научили ее, что и как сделать. Баба-яга опять, пришедши, ее похвалила и еще больше дала сряды1... А мачеха посылает мужа проведать, жива ли его дочь?

Поехал мужик; приезжает и видит, что дочь богатая-пребогатая стала. Яги не было дома, он и взял ее с собой. Подъезжают они к своей деревне, а дома собачка так и рвется: «Хам, хам, хам! Барыню везут, барыню везут!» Мачеха выбежала да скалкой собачку. «Врешь, — говорит, — скажи: в коробе косточки гремят!» А собачка все свое. Приехали. Мачеха так и гонит мужа — и ее дочь туда же отвезти. Отвез мужик.

Вот баба-яга задала ей работы, а сама ушла. Девка так и рвется с досады и плачет. Выбегают мыши. «Девица, девица! О чем ты, — говорят, — плачешь?» А она не дала им выговорить, то тоё скалкой, то другую; с ними и провозилась, а дела-то не приделала. Яга пришла, рассердилась. В другой раз опять то же; яга изломала ее, да косточки в короб и склала. Вот мать посылает мужа за дочерью. Приехал отец и повез одни косточки. Подъезжает к деревне, а собачка опять лает на крылечке: «Хам, хам, хам! В коробе косточки везут!» Мачеха бежит со скалкой: «Врешь, — говорит, — скажи: барыню везут!» А собачка все свое: «Хам, хам, хам! В коробе косточки гремят!» Приехал муж; тут-то жена взвыла! Вот тебе сказка, а мне кринка масла.

Баба-яга (вариант сказки 2)

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести. Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке: «Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить». А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке. «Здравствуй, тетушка!» — «Здравствуй, родимая! Зачем пришла?» — «Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить». Та ее и научает: «Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчины дай». Пошла девочка; вот идет, идет и пришла.

Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет. «Здравствуй, тетушка!» — «Здравствуй, родимая!» — «Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить». — «Хорошо; садись покуда ткать». Вот девочка села за кросна (стан для тканья), а баба-яга вышла и говорит своей работнице: «Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать». Девочка сидит ни жива, ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу: «Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи», — и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает: «Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?» — «Тку, тетушка, тку, милая!» Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает: «Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?» — «Вот тебе гребешок и полотенце, — говорит кот, — возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и как услышишь, что она близко, брось гребешок — сделается дремучий-дремучий лес; сквозь него она уже не проберется!»

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать — она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться — она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили; березка хотела ей глаза выстегать — она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет: не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает: «Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?» — «Тку, тетка, тку, милая!» — отвечает грубо кот.

Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза. «Я тебе сколько служу, — говорит кот, — ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала». Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей: «Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала». Ворота говорят: «Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила». Березка говорит: «Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, она меня ленточкой перевязала». Работница говорит: «Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила».

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце: сделалась река такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста. Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок: сделался лес такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколь ни старалась — не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает: «Где же моя дочка?» — «Она пошла к тетушке», — говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой. «Где ты была?» — спрашивает отец. «Ах, батюшка! — говорит она. — Так и так — меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой — мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела». — «Как же ты ушла, дочка?» Так и так — рассказывает девочка. Дед как узнал все это, рассердился на жену и расстрелил ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил: по усам текло, в рот не попало.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дочь_Ветра
Вожак








Зарегистрирован: 20.06.2016
Сообщения: 4513
Откуда: круг Сварога, Навь.
Медали: 1
Орден за 3000 постов


Репутация: 1871.3
голосов: 38

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 01:09   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Вот еще статейка.
Не могу проверить ее на справедливость, но как версию рассмотреть и призадуматься наверное можно

МАТУШКА МОКОШЬ. ОТ ГЕКАТЫ ДО БАБЫ-ЯГИ

…все судьбы Фригг,
я думаю, знает,
хоть в тайне хранит их.

(Перебранка Локи (пер. А. Корсуна))

Обратимся же к самой известной и могущественной богине древних славян, одно из имён которой — Макошь. Имя Макошь/Мокошь имеет индоевропейскую основу *mok- (Этимологический словарь, 1992, вып. 19, с. 131–134).

У Фасмера Мокоша — «„домовой в образе женщины с большой головой и длинными руками“… сюда же др. — русск. Мокошь — языческое божество… чеш. местн. н.(азвание) Mokošin… др. — русск. имя собств. Мокошь (м.) в Псковск. писцовой книге 1585 г…Вероятно, ее следует понимать как богиню плодородия. От мокрый. Сомнения Ягича в существовании этого др. — русск. божества устарели ввиду диал. названий… Гадательно сравнение с др. — инд. makhás „богатый, благородный“, также „демон“… или с герм. — батав. Hercules Magusanus (Шпехт 170), а также с греч. μάχλος „похотливый, буйный“…».
Она чаще прочих упоминается в поучениях против язычества, и она — единственная богиня из пантеона князя Владимира: «И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ и постави кумиры на холъму вне двора теремнага: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а оус золот; и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семарьгла, и Мокошь» (ПСРЛ, т. II, стб. 67).

«Еще и иныя идолы мнози бяху по имени, оутъляд или осляд. Корша или хорсъ, дашуба или дажб. Стриба или стрибог симаргля или семургл (семаергля или самаргл). И макош или мокошь, им же бесом помраченнии людие аки бгу жертвы и хваления воздаваху» («О идолах Владимировых»).

«Того ради не подобает хрстианом игръ безовскых играти, иже ест плясание, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошии и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» («Слово о мздоимании»).

«…Иные по оукраниам молятся емоу проклятым болваном Переноу, Хорсоу, Мокши, виламь» («Слово о покаянии»; цит. по: Словарь церковно-славянскаго языка А. Х. Востокова).

В XVI в. в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос: «Не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?» (Аничков, 1914, с. 267).

В позднее время, как полагают, она оставалась покровительницей прядения и вообще женщин под именем Параскевы Пятницы.

Белорусские исследователи отмечают, что в мало известных русским авторам рукописях XV–XVI вв. отмечен обычай присягать именами Бога, Божьей Матери и святой Пятницы. Точно так же, по свидетельству Яна Ласіцкага (Лясицкого) конца XVI в., белорусы, помимо Бога и Божьей Матери, почитали ещё Святого Миколу и Пятницу (Беларуская міфалогія, 2006, с. 325–326).

По сообщению А. Френцеля, монах Альберих из Трёх Источников в «Хронике» (XI в.) писал: «II. 1003 г. Император Генрих… подчинил себе винделиков, народ, граничащий с свевами. Эти винделики почитали Фортуну; имея ее идол в знаменитейшем месте. Вкладывали ему в руку рог, полный напитка, приготовленного из воды и меда…»

Представление о Макоши может быть соотнесено с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы — Мойр, а также с германскими пряхами судеб — норнами (Урд, Верданди и Скульд) и Фригг — женой Всеотца-Одина, прядущей на своём Колесе. В силу того что главные богини-пряхи и предсказательницы тройственны, также, вероятно, и Макошь имела двух меньших сестёр или ипостаси — счастливую судьбу — Среча-Доля и несчастливую — Несреча-Недоля. Отголоски этого представления есть и в позднем русском фольклоре.

У литовцев богиня счастья и судьбы Лайма (Лайма-Далия) образует триумвират вместе с Деклой и Картой. Лайме посвящены липы. Надо отметить, что вместе с ней судьбами мира управляет ещё и сам Диевас, литовский Творец, старейший и могущественнейший из рода богов.

Счастливая Доля (Съряшта, Среча) в сербских источниках (Караджич) описана как прекрасная девица, прядущая золотую нить, Несчастливая Доля — старуха (зла Несъряшта, Несреча), которая «танко преде». Но счастливую долю или убогую недолю даёт Судьба (Усуд!). Это и в самом деле напоминает триумвират Рода, суда которого не избежать никому, и двух рожаниц, тем более пара Усуд и Съряшта встречается во многих сербских сказаниях и пословицах. Вот одна из них: «Когда Съряшта отделена от Несъряшты — тёмная ночь (отделена) от белого дня». «В основе сообщенных нами преданий, — заключает А. Н. Афанасьев, — кроется мысль, что Доля и Недоля — не просто олицетворение отвлеченных понятий, не имеющих объективного значения, а напротив — живые мифические лица, тождественные девам судьбы (рожаницам)».

Выразительницей Судьбы часто выступает Баба-Яга — ещё один образ древней Богини-Праматери. Подчас в русских сказках мы встречаем ещё двух её сестёр-прях. Характерно, что герой или героиня получают от них в подарок путеводный клубок, напоминающий нить Ариадны. Возможно, в поздних русских сказках, отражающих исходные архетипичные образы, Бабой-Ягой именуется именно Макошь, а её младшие сёстры-пряхи — Ягишнами.

Особый интерес представляет «Слово св. Григория… о том как поганые суть язычники кланялись идолам и требы им клали, то и ныне творят». Существует оно в массе списков и носит различные названия, иногда его просто называют «Слово св. Григория», или «Слово об идолах». В поучении осуждается то, что требищной кровью из ран «…мажют Екадью б(о)гиню, сию же деву вменяют и Мокашь чтут» (Паисіевъ сборн.) или «иже от первенець лаконьская требищная кровь, просашаемая ранами то их епитемья, и тою мажютъ Екатию (вар.: Скатию, Екадию) богыню, сию же девоу творять и Мокошь чтоутъ» (XV в.) (Рук. Соф. Новг. Собр.; цит. по: Гальковский, 1913).

Итак, современниками язычества, составителями поучения или переписчиками Макошь по каким-то причинам соотнесена с Гекатой. Геката Трития — покровительница путей и перекрёстков.

Я призываю тебя, Геката,
путей покровитель,
Ты перепутия мать, любимая,
в желтой одежде,
На небесах, на земле, на море,
ночная богиня.
О похоронная! Вакха праздники
с мертвыми правишь,
Непобедимая ты,
царица, пустынница, дева,
Персия дочь,
мы тебе быков и оленей приносим;
Ты охраняешь собак,
о вождь, поколений учитель,
Скрытая в горах живешь,
ты мира ключарь величайший,
Мы умоляем тебя,
в мистериях чистых присутствуй,
С радостным сердцем всегда ты
к Пастырю будь благосклонной.

((Пер. Н. Павлиновой. I. Гекате. Книга Орфея, с. 16–17).)

Подобные же задачи решает, кстати, и Яга, указывающая путь из мира живых в мир мёртвых. Геката — богиня магии и колдовства. Весьма характерный обряд посвящённой ей женской магии описан античным поэтом Овидием в седьмой книге «Метаморфоз» и в кровавом обряде омоложения Эсона, отца предводителя аргонавтов: «Два алтаря сложила из дёрна Медея. Справа — Гекаты алтарь и жертвенник Юности — слева». Этим лишний раз подтверждается древность и иномирная сущность богини Гекаты, а значит, и нашей Макоши: что может быть противоположностью юности, как не древность, старость, смерть? «К Мокуши ходют гадать» ещё в XIX в. Традиционно Баба-Яга — ведунья и колдунья.

Уже вполне эвгемеристичная Геката в изложении поздних авторов сохраняет тёмные черты грозной богини: «(2) У Перса была дочь Геката, дерзостью и беззаконием превосходившая даже своего отца. Увлекаясь охотой, она в случае неудачи вместо зверей убивала из лука людей, а увлекаясь изготовлением смертоносных зелий, она изобрела так называемый аконит и испытывала силу каждого зелья, добавляя его в пищу чужеземцам. Приобретя большой опыт в этих делах, Геката прежде всего погубила зельем собственного отца и унаследовала царскую власть. (3) Затем она воздвигла святилище Артемиде, в котором стала приносить в жертву богине приплывающих в её страну чужеземцев, прославившись так своей свирепостью…» (Диодор Сицилийский, IV. 45.2–3).

Согласно античному поэту VIII в. до н. э. Гесиоду, Геката — скотья богиня: «Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину…» («Теогония»).

Благодаря В. И. Далю сохранилась пословица «Мокуша стрежет овец». Скот — символ богатства и достатка в хозяйстве. Впрочем, не только за овцами следит Макошь-Параскева, в её власти порядок в доме, ибо она — богиня-хозяйка.

В русских сказках Яга владеет стадом кобылиц (вариант: коров или овец), которых в качестве испытания даёт пасти Ивану-царевичу. К ведающей всё на свете сказочной Яге в обучение поступает падчерица Василиса.

У Гесиода же: «Вверил ей (Гекате) Зевс попеченье о детях, которые узрят после богини Гекаты восход многовидящей Эос». Таким образом, Геката впускает в Этот Мир детей в процессе их рождения из Мира Того. Символом материнского лона, символом земного чрева, символом перерождения издревле являлась печь. Согласно реконструкции А. Андреева, Баба-Яга припекает детей в печи, изгоняя некую хворь (собачью старость), «ягать» — диалектное «орать при родах». Яга — повитуха, которая посвящает дитё «в люди». Из существа среднего рода дитё становится ребёнком определённого пола. Погружая дитё в печь, Яга перерождает его человеком.

Считается, что именно Макошь изображена на русских вышивках между двух лосих-рожаниц, иногда даже с рогом изобилия или рогами — символом плодородия. Кстати, характерный женский рогатый головной убор — турицу — ещё в XIX в. носили на народных праздниках. Как следствие хтонической природы богиня имеет непропорционально большую голову на изображениях. Возможно, Макошь является образом древнейшей Богини-Матери, наследницей «неолитической Венеры». Древнейшая Богиня была подательницей и жизни, и смерти, изображать её лицо считалось запретным, куклы богини также имели большую голову.

«Матерь богов многославная, преддверная, мощная силою», — так именует Гекату Прокл в гимне «Гекате и Янусу» (Античные гимны, 1988, с. 277). Она — Преддверная, так как держит ключи от входа в царство смерти, подобно Яге, а у Гесиода в «Теогонии» (412–414) Геката предстаёт подательницей удачи и счастья. «Славный удел ей… править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря… более всех почитают её и бессмертные боги», что опять роднит её с Макошыо. Есть намёк и на связь Гекаты с животным миром:

Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь даёт им…
…Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее — и отнимет.

Яга даёт герою вещи, которые приносят ему удачу на охоте, в походе, в добывании чего бы то ни было. Ей служат звери и птицы, она прародительница и правительница ветров (как Рудра, Nya, Стрибог, Касьян) и хозяйка миропорядка. Приведём в подтверждение Сказанного три фрагмента из классических сюжетов русских сказок цо сборнику Афанасьева:

«…Встала старуха ране́нько, умылась беле́нько, вышла с Иваном-царевичем на крылечко и скричала богатырским голосом, сосвистала молодецким посвистом. Крикнула по морю: „Рыбы и гад водяной! Идите сюда“. Тотчас сине море всколыхалося, собирается рыба и большая и малая, собирается всякий гад, к берегу идет — воду укрывает! Спрашивает старуха: „Где живет Ненаглядная Красота, трех мамок дочка, трех бабок внучка, девяти братьев сестра?“ Отвечают все рыбы и гады в один голос: „Видом не видали, слыхом не слыхали!“ Крикнула старуха по земле: „Собирайся, зверь лесной!“ Зверь бежит, землю укрывает, в один голос отвечает: „Видом не видали, слыхом не слыхали!“ Крикнула старуха по поднебесью: „Собирайся, птица воздушная!“ Птица летит, денной свет укрывает, в один голос отвечает: „Видом не видали, слыхом не слыхали!“ — „Больше некого спрашивать!“ — говорит старуха, взяла Ивана-царевича за руку и повела в избу; только вошли туда, налетела Моголь-птица, пала на землю — в окнах свету не стало. „Ах ты, птица Моголь! Где была, где летала, отчего запоздала?“ — „Ненаглядную Красоту к обедне сряжала“. — „Того мне и надоть! Сослужи мне службу верою-правдою: снеси туда Ивана-царевича“» (Народные русские сказки, 1984, с. 290–291, № 157).

«Долго-долго странствовал, много земель и много морей видел, наконец прилетел на край света, стоит избушка, а дальше никакого ходу нет — одна тьма кромешная, ничего не видать! „Ну, — думает, — коли здесь не добьюсь толку, больше лететь некуда!“ Входит в избушку — там сидит баба-яга костяная нога, седая, беззубая. „Здравствуй, бабушка! Скажи, где мне искать мою королевну?“ — „Подожди немножко; вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Ведь они по всему свету дуют, так должны знать, где она теперь проживает“. Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом, свистнула молодецким посвистом; вдруг со всех сторон поднялись-повеяли ветры буйные, только изба трясется! „Тише, тише!“ — кричит баба-яга, и как только собрались ветры, начала их спрашивать: „Ветры мои буйные, по всему свету вы дуете, не видали ль где прекрасную королевну?“ — „Нет, нигде не видали!“ — отвечают ветры в один голос. „Да все ли вы налицо?“ — „Все, только южного ветра нет“.

Немного погодя прилетает южный ветер. Спрашивает его старуха: „Где ты пропадал до сих пор? Еле дождалась тебя!“ — „Виноват, бабушка! Я зашел в новое царство, где живет прекрасная королевна; муж у ней без вести пропал, так теперь сватают ее разные цари и царевичи, короли и королевичи“. — „А сколь далеко до нового царства?“ — „Пешему тридцать лет идти, на крыльях десять лет нестись; а я повею — в три часа доставлю“» (Заколдованная королевна) (Народные русские сказки, 1985, с. 276–280, № 272).

«„Что ж ты ничего не говоришь со мною? — сказала баба-яга. — Стоишь как немая!“ — „Не смела, — отвечала Василиса, — а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем“. — „Спрашивай; только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься!“ — „Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?“ — „Это день мой ясный“, — отвечала баба-яга. „Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?“ — „Это мое солнышко красное!“ — отвечала баба-яга. „А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?“ — „Это ночь моя темная — всё мои слуги верные!“» (Народные русские сказки, Т. 1, с. 130–131, № 104).

Её волшебный полёт сопровождается буреломом и иными подобными явлениями. Впрочем, и явление Гекаты также всегда хтонично.

Вероятно, функции Велеса, бога Дикой Природы, а вернее, его супруги (?) или женской ипостаси — Макоши, — в волшебной русской сказке перенесены на Бабу-Ягу.

Есть ещё одна важная для понимания образа Макоши особенность (Гаврилов, Наговицын, с. 325–334), замечательное упоминание о которой можно найти у В. Н. Татищева в «Истории Российской»: «Ректор Апиц во утверждение сего (что новгородские словене пришли на Ильмень из западных славян) приводит, якобы новагородцы древле герб имели воловью голову, как и мекленбургский; токмо я сего нигде не нахожу, токмо что идола Мокоба имели с воловьего главою». До Татищева о Mokossi с рогатой головой писал Георг Андреас Шлейзинг в своей «Древней и современной религии московитов» (Schleusing, 1698-). Со ссылкой на сведения некоего еврея-купца, побывавшего в Киеве во времена до Шлейзинга, он описал действовавший ещё в XVI или XVII вв. храм язычников и четырёх идолов в нём: Pioruni, Mokossi, Chorsi, Stribi. На изображении — существо, покрытое густой шерстью, имеющее четыре рога и козлиные ноги{76}. Невзирая на неоднозначность свидетельства об открытом процветании языческого культа в конце Средневековья, вспоминается классическое скульптурное изображение древнегреческого Пана. Как воплощение Природы и Дикого Леса, Велес подобен Пану: «Veles: Велесъ — Pan, ymago hircina» (Mater Verborum), козлоподобный, позже его отождествляют с рогатым Сатаной. Известны по меньшей мере ещё три упоминания Мокоша-Мокоса в мужском роде. Из знаменитого собрания пословиц Даля известно: «Бог — не Макеш, чем-нибудь да потешит». Это второй источник, где «Макеш-Мокос» назван богом, а не богиней. Согласитесь, правильнее было бы тогда говорить не о Боге, а Матери Божьей!

Наконец, в третий раз в мужском роде имя это употребляется в «Поведании о Мамаевом побоище великаго князя Дмитрия Ивановича Донского»: «Мамай же царь… нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета» (по рукописи, имевшейся в распоряжении И. И. Срезневского: Срезневский, т. II, ч. 2, с. 920). В. Н. Татищев со ссылкой на польского средневекового автора Мацея Стрыйковского и его изъятия из «рускаго древняго летописца», как уже указано в самом начале, утверждает, что был у славян некий бог «Мокос, скотов».

По устной информации А. В. Платова, некоторые священные камни в Литве носят характерное имя «Мокас». В литовской традиции это имя принадлежит некоему архаическому балтскому мифологическому персонажу. Приблизительное значение — Умеющий, Могущий, иногда «Учитель». Мокас представлял собой своего рода персонификацию духа предков, которые, по литовским поверьям, живут в священных камнях, он помогал женщинам зачинать детей. С этим связаны специальные ритуалы у священных камней (Василевичюс, 2000, с. 125–133; Tarasenka, 1958-).

«Множество легенд в Литве связано с большими камнями, в которых обнаружены отверстия или „отпечатки ног“. Просверлить дыру в камне — означало оплодотворить земную силу, которая обитала в нём. Скапливающаяся в отверстиях дождевая вода приобретала магические свойства…»(Гимбутас, 2004, с. 204–205). Найденный в Литве в XIX в. огромный камень в виде бюста женщины по верованиям литовцев мог вызвать беременность у женщин, считавшихся бесплодными.

Из описания 1836 г. известно, что в Литве существовали каменные памятники, обычно высотой 6 футов (180–190 см), они были гладко обтёсаны и окружены изгородью. Традиционно подобные сооружения посвящались богиням, которые проводили своё время на камнях и пряли нити людских судеб. В 1605 г. один из иезуитов сообщал о почитании камней на западе Литвы: «Мощные камни с плоскими поверхностями назывались богинями и почитались как защитники урожая и животных».

Связь с судьбой, урожаем, животными и родами указывает на сходство верований литовцев и славян в божество типа Макоши-Мокоса.

Для сравнения приведём свидетельство Н. Пенника и П. Джонс, которые со ссылкой на источники указывают, что «у камня Одина, камня с отверстием в Крофт-Один, Оркни, приносили клятвы вплоть до 1814 г., когда его разрушил один крестьянин. В 1791 году старейшины Оркни обвинили молодого человека в том, что он нарушил „данное Одину обещание“, т. е. клятву, принесенную на камне Одина. Все приходившие к этому камню оставляли в качестве подношения хлеб, сыр, кусок материи или камешек. На гравюре на дереве 1823 года изображены „спящие камни“ в Оркни — Кольцо Стеннес, известное как храм луны, где женщины просили Одина освятить их обручение» (Пенник, Джонс, 2000, с. 285).

Образ (чёрта) Велса/Вельняса в Литве также ассоциируется со священными камнями. Это может служить любопытным дополнением к предположению о том, что у славян Мокос (как мужской вариант имени Мокошь) — одно из имён мудрого Велеса.

«В грамоте св. Антония Римлянина XII в. приводится, между прочим, имя Волоса вместо Власия: „на Волховом тудоре с женою и детьми одерен Волос“. У мордвы, потомков ростовской мери, до сер. XIX в. сохранялась память о Волосе, которого здесь олицетворяли в виде большого камня, а это представление древнего Волоса очень напоминало изображение на одной старинной иконе св. Власия сидящим на скале, а кругом его скот. В некоторых местах праздник св. Власию не всегда совершался по указанию церковного месяцеслова. Простой малороссийский люд, который глубоко чтил этого угодника, переносил день памяти его с 11 февраля на четверг Сырной, или Масленой, недели, находя Сырную неделю более приличным временем для празднования памяти св. покровителя стад потому, что с наступлением Сырной недели начиналось особенно употребление сыра, масла, сметаны, молока — продуктов, доставляемых домашним скотом. Св. Власий почитался защитником домашнего скота от злого существа, именуемого Коровья смерть» (Калинский, 1877).

В индоевропейской традиции боги, имеющие сходные имена, обладают и сходными функциями. Это позволяет предположить, что под именем Мокоса может выступать один из известных богов, которого славяне называют «Велес, Волос», Великий бог славян.

Мокос и Макошь, вероятно, образуют такую же пару, соединяющую в себе мужской и женский принципы бытия, как Род и Рожаница, Дый и Дива, Лад(о) и Лада, Свентовит и Светлуша… И тем, кто исследует язычество как традиционную культуру, стоит поискать такую симметрию для каждой богини или бога.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дирижер
Авторитет






Пол: Пол:Мужчина
Возраст: 39
Зарегистрирован: 25.03.2015
Сообщения: 1018
Откуда: Сибирь
Медали: Нет


Репутация: 1598.2
голосов: 22

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 04:30   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

зашёл в темку и сразу вспомнились "Приключения Маши и Вити", собственно персонаж Баба-Яга. Ни симпатий, ни эмпатий почему-то никогда не вызывал, не заинтересовала она меня никак женщина, никак антигерой, хотя весьма колоритная. Пореалистичней, чем её подельник Кащей,видимо от того, что образ списан с реальной бабули.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дочь_Ветра
Вожак








Зарегистрирован: 20.06.2016
Сообщения: 4513
Откуда: круг Сварога, Навь.
Медали: 1
Орден за 3000 постов


Репутация: 1871.3
голосов: 38

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 06:30   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Дирижер
Привет!
В данном случае интересно для меня проследить в принципе связь сказочного персонажа с героями совсем ранних легенд. Ещё интересен в принципе смысл сказки. Нашла вчера про кащея , чуть попозже повыкладываю.
Интересно ещё вот что, в сказках народов мира встречаются часто очень похожие персонажи, говорит ли это о том что у них один источник?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sov61
Супер Элита






Пол: Пол:Мужчина
Возраст: 63
Зарегистрирован: 12.03.2012
Сообщения: 23442
Откуда: Поволжье
Медали: 6
Самый активный Орден за 10000 постов Орден за 3000 постов Победа в конкурсе. 1 место


Репутация: 11071
голосов: 154

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 08:54   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Император
Пупок






Пол: Пол:Мужчина

Зарегистрирован: 02.12.2010
Сообщения: 38238
Откуда: Московия
Медали: 14
Самый мудрый Победа в конкурсе. 1 место (Количество: 3) Победа в конкурсе. 3 место (Количество: 2) Самый активный


Репутация: 12974.7
голосов: 500

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 09:33   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Без мнения Бебика, исследования Бабы-Яги считаю неполными и несостоятельными.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Император
Пупок






Пол: Пол:Мужчина

Зарегистрирован: 02.12.2010
Сообщения: 38238
Откуда: Московия
Медали: 14
Самый мудрый Победа в конкурсе. 1 место (Количество: 3) Победа в конкурсе. 3 место (Количество: 2) Самый активный


Репутация: 12974.7
голосов: 500

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 09:58   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

О трансформациях, язычестве, монотеизме.

Был когда-то Зевс. Почему Зевс? Да потому, что гладиолус. На отвлеченных богах люди лучше воспринимают информацию, чем на тех, с которыми породнились.

Так вот, был Зевс, вокруг него было много других богов, с которыми происходили постоянные терки. Так и у людей в одном обществе, поклонявшимся многим богам происходили терки. То дионисовцы наваляют люлей прометейцам, то геркулесовцы посейдоновцам.

Может быть кто-то помнит, как красные наваляли белым? У каждого были свои боги, а религиозная вражда самая жестокая.

Может кто-то слышал про московского бога от московского патриархата? Это только начало.

Но люди все же разумные, многобожие несло раздоры, войны, смерть и люди пришли к монотеизму. Учеными данный продукт эволюции был оценен, как эпохальный и позитивный. Зевс - как главный бог, был трансформирован в единственного, что сократило причины для ссор и междоусобиц.

Не пофигу ли кем была Баба-Яга в язычестве, если язычество однозначно проигрывает монотеизму? Да не просто проигрывает, а на кону стоят жизни людей.

Трансформировалась Баба-Яга в шкуру с полнейшим негативом. Так и хочется задать два свидомых вопроса: "А что тебе лично Баба-Яга сделала плохого?" или "Баба-Яга - неоднозначная личность".

Вот читаю эту ахинею от ДВ и думаю: "упоротая, без мозгов, зомби или ей платят деньги за талант разрушения эволюции?".

Количество вариантов расширяется, а ни одного позитивного, идет только усугубление по методичке разрушения государства изнутри. Язычество и политеизм - неплохое оружие для разрушения, ждем очередного появления белых и красных. Потом не спрашивайте, откуда эта зараза пришла и за что нам такие испытания. Проститутки или [вырезано модератором] есть в любом обществе, подобное лядство всегда было, есть и будут.

"Баба-Яга прийдэ, порядок наведе" - вперед некроманты, к язычеству и политеизму. Под соусом детских сказок и мифов и не заметишь, что это сближает с бесовством.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дочь_Ветра
Вожак








Зарегистрирован: 20.06.2016
Сообщения: 4513
Откуда: круг Сварога, Навь.
Медали: 1
Орден за 3000 постов


Репутация: 1871.3
голосов: 38

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 10:29   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

sov61 писал(а):

Сказки А.Роу вырастили целое поколение, добрые и доходчивые, жалко , что нашим деткам прививаются упорно плоские чужестранные комиксы. Очень мало показываю того, что заставляет думать.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дочь_Ветра
Вожак








Зарегистрирован: 20.06.2016
Сообщения: 4513
Откуда: круг Сварога, Навь.
Медали: 1
Орден за 3000 постов


Репутация: 1871.3
голосов: 38

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 10:36   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Император писал(а):
Без мнения Бебика, исследования Бабы-Яги считаю неполными и несостоятельными.

Мнение Бебика, Патракова, Омарова,Абдылаева и иже с ними у меня лично не вызывает интереса, но Вам ничего не мешает с ними ознакомить интересующихся, если действительно у них есть обработка народных сказок.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Император
Пупок






Пол: Пол:Мужчина

Зарегистрирован: 02.12.2010
Сообщения: 38238
Откуда: Московия
Медали: 14
Самый мудрый Победа в конкурсе. 1 место (Количество: 3) Победа в конкурсе. 3 место (Количество: 2) Самый активный


Репутация: 12974.7
голосов: 500

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 11:04   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Цитата:
Очень мало показываю того, что заставляет думать.


Типа Вы думать умеете?

Уже прямым текстом написал, что монотеизм - эпохальная ступень развития человечества, признанная религиями (Бог един) и наукой, как мирное существование социума.

О чем еще думать?

Есть три страны, 1,5 млрд китайцев, для которых любое разъединение по любым принципам грозить многомиллионными жертвами. Россия, где ментальность такова, что сдохнут, но не сдадутся и Америка, которая ради халявы за чужой счет готова всех под нож пустить.

Мне пофигу, кого там богом в Америке объявят и подсунут китайцам или русским, хоть Бандеру, хоть Ленина, хоть царя, хоть Бабу-Ягу - для меня это все некроманты, выбирающие своего кумира, поклоняющиеся трупам, ради доказательства своего ума, свидомизма, значимости, величия. Одним словом, это [вырезано модератором]-самоубийцы.

Если Россию прижмут со всех сторон (в том числе и с языческой), красная кнопка сама разберется, кто правоверный, кто православный, а кто язычник. Все лучше, чем идти убивать своих или подыхать от своих. Мне лично терять нечего, а у Вас трое детей, делаете вид, что умеете думать и учите своих детей, как нагадить в своем доме. Может сразу во Францию, хороший домик купите, мир, спокойствие, хоть язычеством, хоть в Свидетели Иеговы пойдете, полная свобода, толерантность и политеизм. Даже пол себе можно выбрать. Только потом не жалуйтесь, что посейдонцы бабеяговцу опистюлили в разных позах.

Здесь-то зачем свою "умную" теорию развивать? Свои же, такие же упоротые, но с верой совсем в другое порвут, вместе с выводком или личинками язычницы.

Карочи: идите со своей доброй Бабой-Ягой... в Америку, там по четвергам подают. Или завтра же во Францию, там по пятницам подают.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гестия
Глобальный модератор






Пол: Пол:Женщина
Возраст: 100
Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщения: 42880
Откуда: Москва
Медали: 15
Орден за 5000 постов Заслуженный супер-модератор Орден за 3000 постов Супер-пупер


Репутация: 4901.3
голосов: 298

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 14:08   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Император
2.3. Участникам категорически запрещено:
2.3.1. Размещать сообщения, унижающие честь и достоинство других Участников форума и/или Администрации.
2.3.2. В любой форме оскорблять (унижать, проявлять нетерпимость в грубой форме и т.п.) участников форума и/или Администрацию, в своих сообщениях, в комментариях к репутации и личных сообщениях, по причине отличия их социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, половой принадлежности и других возможных причин.
Первое предупреждение до 11 августа.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Император
Пупок






Пол: Пол:Мужчина

Зарегистрирован: 02.12.2010
Сообщения: 38238
Откуда: Московия
Медали: 14
Самый мудрый Победа в конкурсе. 1 место (Количество: 3) Победа в конкурсе. 3 место (Количество: 2) Самый активный


Репутация: 12974.7
голосов: 500

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 15:02   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Похоже, что я недостаточно толерастен к сектантам доброй Бабы-Яги.

Действительно, что мне лично плохого сделала Баба-Яга? Личность неоднозначная. Думать не передумать над ее сущностью. Сказок читать не перечитать.

Значит скоро Бабуся постучится к вам, принимайте старушку, красную кнопку ей дайте.

Хотя, даже у самих толерастов не так все толерастно.
Цитата:
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал законным запрет на ношение хиджаба в общественных местах во Франции. 2014 г.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
вечный
Оптимист








Зарегистрирован: 06.06.2012
Сообщения: 21107
Откуда: вечность
Медали: 3
Самый отзывчивый Орден за 3000 постов Победа в конкурсе. 1 место


Репутация: 2289.1
голосов: 207

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 16:38   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Сказка про Кощея-параноика и Бабу-ягу.

Жил Кощей-параноик,боялся что придут в царство его толерасты и оттолерастят его тощую задницу. Жила Баба-яга и думала: ща то чего парится,коль придут толерасты,покормлю их хорошенько да и сварю на обед,хорошо. И ничего не боялась Бабка,жила счастливо. А Кощей-параноик,не мог жить счастливо,спасть ночами,баб ипать,ибо страшно ему было за иглу свою и задницу тощую. Заипал всех разговорами о том,чему быть не перебыть,делать не наделать. Так вот они и жили,счастливая бабка и не счастливый кощей.
Конец.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дочь_Ветра
Вожак








Зарегистрирован: 20.06.2016
Сообщения: 4513
Откуда: круг Сварога, Навь.
Медали: 1
Орден за 3000 постов


Репутация: 1871.3
голосов: 38

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 16:43   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

вечный писал(а):
Сказка про Кощея-параноика и Бабу-ягу.

Жил Кощей-параноик,боялся что придут в царство его толерасты и оттолерастят его тощую задницу. Жила Баба-яга и думала: ща то чего парится,коль придут толерасты,покормлю их хорошенько да и сварю на обед,хорошо. И ничего не боялась Бабка,жила счастливо. А Кощей-параноик,не мог жить счастливо,спасть ночами,баб ипать,ибо страшно ему было за иглу свою и задницу тощую. Заипал всех разговорами о том,чему быть не перебыть,делать не наделать. Так вот они и жили,счастливая бабка и не счастливый кощей.
Конец.

Да ты сказочник Посмеяться
Привет!
Про кощея как и обещала обязательно выложу интересную раскопку.
Но на сегодня планировала про Крошечку- Хаврошечку, специально для тебя. На днях буквально детям перечитывала, сама как буд то по новому прочитала.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
вечный
Оптимист








Зарегистрирован: 06.06.2012
Сообщения: 21107
Откуда: вечность
Медали: 3
Самый отзывчивый Орден за 3000 постов Победа в конкурсе. 1 место


Репутация: 2289.1
голосов: 207

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 16:51   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Дочь_Ветра

Давай давай,,оч интересно. Вся мудрость в наших сказках скрыта.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дочь_Ветра
Вожак








Зарегистрирован: 20.06.2016
Сообщения: 4513
Откуда: круг Сварога, Навь.
Медали: 1
Орден за 3000 постов


Репутация: 1871.3
голосов: 38

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 17:04   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

вечный
В любых сказках, во мне знаешь сколько кровей понамешано!
Очень счастлив
Поэтому если у кого есть какие интересные сказки выкладывайте, желательно народные, авторские можно в отдельную тему вынести, если и правда интересно станет.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Император
Пупок






Пол: Пол:Мужчина

Зарегистрирован: 02.12.2010
Сообщения: 38238
Откуда: Московия
Медали: 14
Самый мудрый Победа в конкурсе. 1 место (Количество: 3) Победа в конкурсе. 3 место (Количество: 2) Самый активный


Репутация: 12974.7
голосов: 500

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 17:15   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

вечный

Чего это ты кругом страхи видишь? Боишься чего-то?

А чего мне толерастов бояться? Их, если убивают, то они мелками асфальт ужасно разрисуют, это реальный страх. )))

Я, лишь выражаю обеспокоенность, что пустив под откос толерастии общество, его легко можно убивать.

Я даже готов подтолкнуть к толерастии. По закону выживания толерасты должны вымереть, как тупиковая ветвь эволюции, неспособная себя защищать. А то наплодилось населения без естественного отбора, один другого краще. Няхай убивают друг друга.

И по заявкам разнообразных сектантов, еще не освоивших толерантность, как условие мирного сосуществования, композиция Марка Котляра. Современная сказка.



Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Император
Пупок






Пол: Пол:Мужчина

Зарегистрирован: 02.12.2010
Сообщения: 38238
Откуда: Московия
Медали: 14
Самый мудрый Победа в конкурсе. 1 место (Количество: 3) Победа в конкурсе. 3 место (Количество: 2) Самый активный


Репутация: 12974.7
голосов: 500

СообщениеДобавлено: 04.08.2016 17:19   
Добавить пользователя в Игнор-лист Ответить с цитатой

Дочь_Ветра писал(а):
вечный
В любых сказках, во мне знаешь сколько кровей понамешано!
Очень счастлив
Поэтому если у кого есть какие интересные сказки выкладывайте, желательно народные, авторские можно в отдельную тему вынести, если и правда интересно станет.


Вот для Вас сказка. К доброй Бабе Яге, вполне подойдет такой же товарищ.

http://lukoshko.net/story/dva-tovarischa.htm
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   Вывод темы на печать    Список форумов Мужской КЛУБ -> Литературная гостиная Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 1 из 6

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы